Ваш город: Москва
Творчество
Творчество

Без пряника нет праздника

«Покупайте пряники с пылу – жару, копейка за пару» - так зазывали коробейники покупателей на ярмарках фигурными, расписными пряниками.

Выпекали их в северных поморских деревнях с одиннадцатого века. Лепные фигурки из ржаного теста в форме домашних животных - коров, лошадей и барашков были невероятно вкусными и просто таяли во рту. Чаще других поморы лепили узорные пряники в виде козочек, возможно, поэтому и закрепилось название пряника – «козули». Считалось, что на своих рогах они несут солнце, дающее жизнь, тепло и радость. Ни один праздник у народов русского севера и сегодня не проходит без любимого лакомства.



Потому для сохранения северных традиций в пряничном промысле в Архангельске открыли Музей поморского пряника - козули. Здесь можно узнать, что первые «хлебные фигурки» (пока не было сахара) делали из солёного ржаного теста. Сладким пряник стал, когда купцы начали привозить сахар с ярмарок, он дал пряникам не только сладость, но и коричневый цвет. Тогда же стали добавлять в тесто «духи», так в старину называли пряности – гвоздику, корицу, имбирь, кориандр, мускатный орех.

Пряничный промысел развивался, понемногу менялся способ приготовления козуль. Их уже не лепили вручную, а стали вырезать из раскатанного теста специальными формами – резаками, которые изготавливали мужчины.

Тесто тоже не редко готовили мужчины, потому что его надо было долго вымешивать, а это очень трудоёмкая работа. Готовое тесто потом по традиции необходимо ещё выдерживать несколько суток на холоде, чтоб все компоненты «подружились». Затем в определённый день хозяйка за два часа до выпечки приносила тесто с мороза, разминала, раскатывала скалкой, а после аккуратно вырезала из него разные фигурки и, выложив на противень, выпекала.

После выпечки поморскую козулю расписывали с помощью деревянной палочки сахарной глазурью белого и розового цвета. Коричневая поверхность северного пряника олицетворяла дома и землю, белый цвет - снега, а розовый – цвет северного сияния и солнца.



Без пряника не было праздника. Особенно красивые пряники готовили к празднику Пасхи. Их выпекали в форме яйца и можно было в честь большого праздника расписывать их глазурью разного цвета. Раньше не было специальных красителей, поэтому использовали натуральные. Например, для получения зелёного цвета выжимали сок из трав, розового - из ягод, бордового - из свеклы. Соки и отвары смешивали с глазурью.

Маленькие северные прянички с дырочкой в форме ангелов или звёздочек готовили для украшения новогодней ёлки.

Пряник, выпекаемый к Рождеству, - праздничное угощение и подарок. Дети колядовали с лепными пряниками и колядовщиков одаривали козульками. Поморы как обереги хранили их от Рождества до Рождества (пряники никогда не портились).

Для детских игр выпекали пряники «битные», они отличались немного большим размером и были более твёрдыми. Надо было кидать пряник согласно правилам игры и чей не разбился, тот и выиграл.

В музее о других традициях пряника можно узнать на мастер-классах, там же научиться расписывать их глазурью. Мастера доказывают, что северные традиции следует адаптировать к современности. Поэтому в Музее представлены пряники в форме ажурных домиков, даже пряничные сахарные фонарики и скамейки.

Текст: Галина Жукова

Фото: Галина Жукова, infourok.ru livemaster.ru, pomorland.travel, slavynskaya-kultura.ru

Добавить комментарий

Ваше имя
Email
Телефон
Комментарий
avatar
Какая красота. Как это сделать, сколько труда и какая должна быть верная рука (имею в виду большой домик и карету на 2 и 3 фотографии)? В Архангельске не был, но надеюсь попасть и теперь наверняка пойду в музей. Спасибо!