Ваш город: Москва
Творчество
Творчество

Экскурсия в мастерскую «Старинные ткани»

Оказавшись в реставрационной мастерской «Старинные ткани», кажется, что попадаешь в 17-18 век. Под низкими сводами монастырской постройки одни мастерицы склонились у ручных ткацких станков, другие будто колдуют над отварами из трав и кореньев.



Небольшой коллектив мастерской уже почти семьдесят лет занимается восстановлением интерьеров самых известных дворцов и музеев России.



«Каждая ткань как загадка, приходится думать, как её сделать. Мы же относимся к реставрации, поэтому надо восстановить ткань такой, какой она была в 17-18 веке. Организована мастерская в 1948 году, когда было задумано строительство Дворца Советов. Ткани планировали для его интерьеров, но поскольку дворцы были разрушены, стали получать заказы из Петергофа, Гатчины, Павловска, Эрмитажа, театров. Мы работаем с подлинными старинными тканями, изучаем как они были сделаны и точно так их создаём. Оборудование наше приспособлено для шёлка, ведь дворцовые, царские, музейные ткани в основном были шёлковыми. Заказываем шёлк – сырец высокого качества (некрученый) и в мастерской крутим по старинной технологии», - рассказала директор государственной научно-реставрационной производственной мастерской «Старинные ткани» Елена Захаркова.



Секреты мастерства (как и старинные ткацкие станки) передали работникам специалисты фабрики братьев Сапожниковых. На этом предприятии в прошлом веке выпускали великолепные ткани. Сегодня если что - то ломается в станках, мастер восстанавливает только по чертежам, ведь таких станков больше нет нигде.



«Когда мы получаем заказ, сразу берём образец или выезжаем в музей (бывает, ткань в руки не дают). Некоторые ткани восстанавливаем даже по фотографиям», - рассказывает Елена Захаркова. Например, в главном театре Москвы отыскали лишь небольшой фрагмент обивки подлинной ткани.



«Этот образец мы исследовали под микроскопом, изучили переплетение нитей. Цвет ткани не сохранился, было лишь его описание», - вспоминает директор. Художник создал технический рисунок для насекального станка, к нему ещё ярлык с описанием того, какое должно быть переплетение нитей. По этим расчётам будет подготовлен станок».



Специалисты также исследуют, какие красители использовали для ткани. Иногда у ткани 17-18 века по двадцать - тридцать цветов и множество оттенков. В любом случае ткань должна абсолютно соответствовать подлинной. Рассчитав необходимое количество нитей и цвет ткани, приступают к окраске.



«Сначала вручную разматываем шёлк, затем его отвариваем. Жёсткий шелк отваривается в определенном составе, после чего становится мягким, теряет в весе до 30%. Затем опускаем его в подготовленный краситель, строго по температуре и времени вручную окрашиваем. Бывает не сразу получается нужный оттенок, потому что используем водопроводную воду, она меняет свой состав. Но постепенно добиваемся нужного цвета», - радуется директор.



После сушки мотки шёлка наматывают на катушки в три или пять ниток, в зависимости от того, какое необходимо количество на каждую ткань. Наконец, приступают к ткачеству, причём сначала ткут образец и проверяют всё ли получилось, как надо. «Конечно, мы медленно делаем, потому что это ручная работа. Невозможно заранее определить сколько времени может уйти на изготовление ткани – у одной рисунок два метра, у другой – 50 см. Имеет значение и структура, ведь каждая ткань индивидуальна и мастер фактически её вышивает. Поэтому бывает одной ткани в день создают лишь 10 см. Необходимы максимальное внимание, сосредоточенность и профессионализм», - убеждена Захаркова.



Из года в год в мастерской фиксируют все исследования по реставрации тканей 17-19 века. Несмотря на сложности и небольшую зарплату, коллектив мастерской почти не меняется. Радость общего увлекательного дела объединяет художников, химиков, ткачей – реставраторов на решение новых интересных задач по восстановлению старинных дворцовых тканей.



Текст и фото: Галина Жукова


Добавить комментарий

Ваше имя
Email
Телефон
Комментарий