Ваш город: 
Москва
8 495 215 0483 — Москва
Путешествие
Путешествие

Это вам не дурака валять!

Валенки валять – дело непростое. Зато какой результат – легкий, теплый и красивый! Эта традиционно русская зимняя обувь давно уже не ассоциируется с деревней – сейчас валенки можно увидеть не только на городских модницах, но даже в коллекциях российских и зарубежных модельеров.


традиционно русская зимняя обувь -валенки

От монголов до царей

Кажется, что валенки, которые стали настоящим символом России, были здесь всегда. По одной из самых вероятных версий, прообразом любимой обуви являются войлочные сапоги кочевников, которые на Руси появились в период Золотой Орды вместе с воинами монгольских племён. При этом валенок в том виде, каким его знаем сегодня, появился лишь в конце 18 века. До этого валяли отдельно галошу и голенище, а потом их сшивали. В таких сшитых валенках ходили и Пётр I, и Екатерина II.

Все изменилось, когда двести лет назад умелец из Нижегородской губернии свалял цельный валенок. Но такая «цельнокройная» обувка была недешевой. В середине 19 века войлочные самокатки стоили два рубля серебром. Поэтому в деревне чаще была только одна пара валенок на всю семью, это дорогое удовольствие носили «в очередь», по старшинству, из поколения в поколение (ведь войлочная обувь служила по несколько десятков лет). Семью, где валенки были у каждого из домочадцев, считали состоятельной. Жене мастера–валяльщика завидовали все соседи: «живёт как у Бога за пазухой».


валенки в модных коллекциях

Особенно популярными в России валенки стали в первой половине девятнадцатого века, когда их начали изготавливать промышленным способом. В двадцатые – пятидесятые годы 20 века самые модные горожанки носили валенки на каблучках (полых внутри). Такие валенки надевали на туфли и шли так в гости или театр. Там снимали, оставаясь в туфельках. Во второй половине двадцатого века на смену войлочным сапожкам (которые тогда уже считались деревенским стилем) пришла более современная лёгкая и влагостойкая зимняя обувь. Но в последние годы мода на валенки вернулась, появились новые яркие интересные модели, хотя технология валяния осталась прежней.


В Кинешму, за валенками!

И в Москве, и городе Мышкин есть музеи валенок. Но увидеть не только всё разнообразие этой русской обуви, а еще и процесс её производства можно в музее Кинешмы. Здесь собраны и уникальные образцы (например, валенки – рекордсмены из книги рекордов России), и старинные инструменты, и столетние станки для изготовления валенок. Дело в том, что в Кинешемском районе исторически очень развит валяльный промысел, ремесло здесь передавалось из поколения в поколение.


валенки - современный вид обуви

Многие кинешемцы, сохранив в рабочем состоянии шерстобитные станки своих прадедов, не забыли древнейший метод изготовления валенок и до сих пор занимаются валяльно-катальным производством.

В этих местах не перевелась знаменитая порода романовских овец, их шерсть, очень густая и тёплая, считается самой подходящей для производства валяных сапог. Кинешемцы знают, что не всякая шерсть подходит для валенок, а только «успенская», то есть та, которую состригают с овец в августе, во время Успенского поста или в начале сентября. Она легко расчёсывается, хорошо укатывается. Заготовленная в другое время будет плохо идти «в катку», её сложно сбивать в войлок, а валенки получатся хоть и мягкие, но рыхлые и непрочные.

За год с одной овцы в среднем можно настричь около полутора килограммов шерсти - этого хватит для пары женских валенок. На мужские валенки потребуется больше - около двух килограммов, на детские достаточно граммов пятьсот.

Но прежде чем шерсть станет обувью, ей придётся пройти огонь, воду и медные трубы. Овечья шерсть лёгкая, как пушинка, а когда мастер сваляет её в войлок, разорвать будет не под силу даже крепкому мужчине.


Идите в баню!

Традиционно весь процесс валяния происходит в деревенской баньке. Сначала шерсть расщепляют руками, теребят и освобождают от колючек и мусора. Затем чистую шерсть надо расчесать, для этого раньше использовали деревянные гребёнки (медленно и долго расчёсывали каждую прядь). Но с появлением чёсальной машины процесс ускорился. Шерсть толстым слоем закладывают в станок, и когда вращается его центральный вал, то шерстяной пласт подхватывают остальные большие и малые валы с разными иголочками. Выходит шерсть в виде прочёсанного полотна, которое является основой для будущих валенок.

Потом эта основа поступает на раскрой. Опытные мастера не используют лекал и заготовок – «глаз намётан». Берут пласт прочёсанной шерсти, примерно в виде трапеции, обрывают (резать ножницами нельзя), кладут на стол и дополнительными прядками сверху выкладывают деталь-заготовку для валенка. Чтобы шерсть легче «склеивалась» между собой, время от времени сбрызгивают её тёплой водой.


станок

Затем заготовки одной пары валенок укладывают «в повал», вновь сбрызгивают водой и, с помощью специального валика аккуратно закрутив, долго укатывают, чтобы шерсть внутри как можно лучше уплотнилась – свалялась (отсюда название). Этот процесс требует очень много сил. Нажимая с усилием, надо монотонно прокатывать четыреста - пятьсот раз (поэтому эту обувь еще называют «катанки» или «валяльщики»). Для прочности валенка больше шерсти кладут на его пятку и носок.

Наконец укатанные, но ещё мягкие и рыхлые заготовки готовы, валяльщик на несколько секунд осторожно опускает их в кипяток. Впитать они способны до полутора вёдер воды, потому этот технологический этап в работе по плечу только мужчине. Положив заготовки на стол, валяльщик с помощью специальных старинных инструментов (рубеля, катушек, раскатки) с силой прокатывает сначала пятку, потом носок и голенище будущего валенка. Весь процесс валяния ведёт к уплотнению шерсти.


По ноге!

Работает мастер с одной парой больше трёх часов, пока заготовка не «сядет», то есть не уменьшится примерно в два-два с половиной раза. Теперь пришло время придать обуви форму и необходимый размер. Валяльщик, посадив валенок на соответствующую деревянную колодку (в ней четыре части – головка, передник, задник и клин), ставит его в таком виде на сутки в протопленную печь, чтоб тщательно просушить, навсегда закрепить форму и размер войлочных сапог.


валяние валенок с вшивкой

На следующий день, достав из печи сухие валенки, мастер освобождает их от колодки и придаёт товарный вид, очищая специальной щеткой от грубых волосков, чтоб валенки были аккуратными и гладкими.

На ручное производство одной только пары уходит до двух дней. Работа очень тяжёлая, но приносит валяльщику удовлетворение - приятно делать обувь, которая нужна людям. Про свои «катанки» мастера говорят уважительно: «валенки трудятся, дышат, греют и живут подолгу». Ни одного шва у валенок, а одеваются легко и никогда не спадут с ноги.

По мнению многих врачей, «самокатки» способствуют сращиванию переломов, снимают нервное напряжение; если носить валенки на босую ногу, то создается эффект массажа, благодаря которому улучшается кровообращение в ногах, расширяются сосуды.


Платки? Валенки!

Многие мастера используют в своей работе не только традиционные техники, но и новые интересные идеи. Жительница деревни Захарьино (что под Великим Новгородом) Анна Керн как-то увидела коллекцию известного российского модельера Вячеслава Зайцева, в которой были использованы аппликации павловопосадских платков на валенках. Вдохновившись этой идеей Анна - молодой инженер – решила освоить старинные технологии валяния. Она познакомилась с деревенской бабушкой, у которой были овцы, дореволюционный чесальный станок, за которым она бережно всю жизнь ухаживала. Анна не сразу, но научилась тому, как шерсть прочесать, получить «кардачёс» (полотно из овечьей шерсти), как валять. «Правда, первые валенки для маленького сына, получились страшные. Только тёмной ночью куда-нибудь в мешке унести. Но не бросила дело, понравилось. Со временем, с опытом всё получилось. Сегодня валяние – моя страсть, очень нравится создавать обувь и одежду с приваленными к овечьей шерсти тканями», - рассказывает Анна.

Сначала она валяет заготовку для валенок (тапочек, палантинов), потом сверху накладывает какой-нибудь мотив из шерстяного павлопосадского платка или шелка. Чтобы эти мотивы слепились с шерстью, использует виброшлифовальную машинку, а потом работает руками. В среднем тапочки валяются три-четыре часа без перерыва, валенки можно успеть сделать за восемь - десять. «Сколько валяю, нет ни одной одинаковой пары, интересно ведь создавать разные. Невероятно творческий процесс - выбор шерсти, создание модели и украшений. Живя в деревне на природе подпитываешься энергией и новыми идеями», - утверждает Керн.


валенки с орнаментом

Чтобы валенки были в радость надо уметь их выбирать. Анна советует: «Надо прощупать, чтоб полотно валенок было однородным без утолщений и комков, чтобы если пригнуть носок к голенищу, он упруго, как бы пружинисто, отскакивал - это будет подтверждением, что валенки ручной работы. Если хорошо уваленный валенок поставить в воду, то он будет плавать, и долго не промокнет». Еще важный момент: если при сгибе носка валенка между голенищем и носиком возникают трещинки - значит валенок «в недокатанном» состоянии – шерсть недостаточно спрессована, следовательно, быстро износится или даже порвется.


валенки белые

Важно правильно выбрать свой размер. Кстати, не бывает правого или левого валенка, это потом уже при ношении, валенок принимает форму каждой ноги хозяина. Надо знать, что валенок в длину - садится, а в ширину - разнашивается. Поэтому выбранный войлочный сапожок должен быть на один-два размера больше.



Текст: Галина Жукова

Фото: Галина Жукова, Анна Керн

Вопросы

Добрый день Все нравиться здорово!!! Только сколько стоит такая красота
Здравствуйте Марина Петровна! Спасибо за добрые слова. Только вот по ценами мы вам вряд ли точно подскажем. Нас скорее технология и удивительные навыки наших людей интересовали
Спасибо все поняла!!!Удачи
Как бы мне хотелось такие валеночки
Добавить комментарий
Ваше имя
Фамилия Имя Отчество
Email
Телефон
Комментарий