Ваш город: Москва

Из замков – в квартиры

Раньше они украшали дворцы, а сейчас перебрались в дома обычных людей. Потому что ну очень красивые! Чем более технологически наполненной становится наша жизнь, тем сильнее тяга людей к природе, к красоте, ко всему, что создано руками и во что вложена частичка человеческой души. Может быть, именно поэтому люди, как и встарь, с удовольствием украшают свой дом гобеленами.


гобелены

Современный гобелен – это плотная рельефная ткань с жаккардовым переплетением, из неё не только делают настоящие картины, но также шьют костюмы, платья, жилеты и брюки, а ещё верхнюю одежду, обувь, головные уборы и дамские сумочки. Главная особенность производства гобеленов состоит в том, что их ткут перекрёстным переплетением нитей – ткачи пропускают через основу уточную нить, создавая одновременно изображение и саму ткань.

Королевские мануфактуры

Когда французский красильщик Жиль Гобелен в шестнадцатом веке построил в предместье Парижа семейную красильню, то, наверное, не предполагал, что тем самым увековечит своё имя. Его наследники пристроили к красильне ткацкую фабрику, где создавались ковры. Благодаря семейным секретам – особым способам окрашивания нитей – их гобелены выгодно отличались от всех остальных удивительным реализмом и неповторимой красочностью. Позже это предприятие приобрёл король Людовик четырнадцатый (оставив всё же в названии имя основателя).


гобелены

Так появилась первая королевская гобеленовая мануфактура. Купить ковер-картину во всю стену могли лишь очень богатые люди. Вельможи окружали себя гобеленами повсюду, из них делали иконы, одежду, шторы, знамёна, а отправляясь в путешествие по стране, они часто брали с собой свёрнутые в рулон гобелены, чтобы утеплить и преобразить даже временное жилище. Прекрасные тканые картины украшали стены Версаля и многих других дворцов Парижа. Королевская гобеленовая мануфактура и сегодня является гордостью Франции, на которой по-прежнему продолжают изготавливать безворсовые ковры с изображением узоров или сюжетных картин.

Из Франции в Россию

Гобеленами раньше называли только произведения французской мануфактуры, остальные безворсовые ковры называли шпалерами. В русском языке прижились оба термина. В России первая мануфактура по производству шпалер появилась при Петре I в начале восемнадцатого века. Вытканные на шпалерах пейзажи во многом напоминали живописные уголки садово-парковых ансамблей, ими украшали дворцы самых знатных особ. Сейчас гобелены можно увидеть в нескольких старинных усадьбах, например, в усадьбе Кусково.


гобелен

Сегодня во многих странах есть предприятия, выпускающие гобелены из шерстяных, льняных, хлопковых, шёлковых нитей, а также синтетических и искусственных.

При ручном изготовлении тканного гобелена, работа может длиться долгие месяцы. Поэтому, чтобы не разочароваться в замысле в процессе работы, ткач-художник серьёзно продумывает световое и композиционное решение и только после этого приступает к рисованию на картоне изображения своей будущей шпалеры в натуральную величину. Затем на подрамник наматывает основу из хлопковых нитей, закрепляет снизу специальными узлами (умение их создавать – азы этого ремесла) и приступает к ткачеству. Если нити не просто протягивать сквозь нити основы, а делать вокруг некоторых из них оборот или узел, то получится объёмный гобелен, с рельефными элементами, для которых применяют некоторые хитрости, например, дополнительно используют вышивку или аппликацию.

Обычно мастера работают в основном с натуральными нитями, но при изготовлении шпалер на заказ могут дополнительно применять серебряные и золотые нити. Совершенно неповторимых эффектов ткачи достигают, используя одновременно нити разной фактуры, например, шерстяные (более мягкие, ворсистые) с шёлковыми (блестящими и более жёсткими). Некоторые ткачи используют даже нетрадиционные материалы, такие как металлизированную нить, вставки из керамики или металла. Ограничений для творчества нет, желательно только в одной работе не использовать больше шести-восьми цветов.


гобелены

Конский хвост

Есть мастера, которые создают настенные картины из необычных материалов. Баярма Дамбиева, например, ткёт гобелены из конского волоса и добивается удивительных цветовых переходов и переливов, используя всего три цвета. Казалось бы – белый, чёрный и коричневый, а гобелены получаются многоцветными.

Баярма умеет найти в одном конском хвосте все оттенки коричневого, рыжевато-жёлтого, серого и белого. Даже в сером цвете распознаёт голубой оттенок и умело использует его в картине: «Помою, расчешу хвост, он пушистым станет и под боковым освещением отдаёт золотом или серебром. Отсортирую по цветам волосы, приготовлю потом из них пряжу, причём разной толщины, так как для тонких деталей картины нужна соответственно очень тоненькая пряжа. Потом готовлю эскиз на картоне в натуральную величину, раскрашиваю его и наконец, натянув основу, начинаю ткачество. Жду этого момента, как праздника, обожаю этим заниматься, творить, фантазировать. Это как счастье рождения ребёнка».

Готовый гобелен из конских волос, по словам мастера, может сверкать как драгоценный металл, казаться пушистым, объёмным. Увы, конский волос своенравный, жёсткий и упругий, как проволока и плохо укладывается в гобелене (в отличие от шерстяных нитей). Но это тот случай, «когда овчинка стоит выделки».

К тому же конский волос удивительный материал, он не гниёт, не мокнет, вода с него просто стекает. По убеждению Дамбиевой в волосе заключена жизненная сила благородного животного.

Ревнивое искусство

Ткачи говорят, что гобелен искусство ревнивое, требует от мастера полной самоотдачи, не только усидчивости, ловкости рук, но и всех мыслей, его души и сердца. «В гобелене есть целый ряд трудностей. Во-первых, само исполнение, ведь часто гобелены ткутся на боку. Нитки утка, как правило, идут вертикально, поэтому нити основы идут горизонтально, вот и приходится стоять, согнувшись, или даже лежать. Во-вторых, гобеленщик никогда не видит всю свою работу целиком, так как он начинает с одного края, а гобелен по ходу работы как бы перетягивается, уходит на обратную сторону станка», – делится опытом художник по гобелену Андрей Мадекин.


гобелены

По его словам, самая большая трудность в создании гобелена – это умение правильно прокладывать уточную нить. Она не должна быть слишком сильно натянута, потому что тогда начинает стягивать нитки основы и гобелен потихоньку превращается из прямоугольной формы в трапецевидную. Но также нить не должна быть и слишком свободной, тогда гобелен может получиться слишком рыхлым. Необходимо чувствовать правильное натяжение – в этом главный секрет в работе гобеленщика.

Чтобы выткать около тридцати квадратных сантиметров эксклюзивного полотна опытный ткач трудится целый день. А шпалера на стену размером метров пять может создаваться в течение года.

В гобелене сокрыта некая тайна и своеобразный магнетизм. Вероятно, этим объясняется то, что желающих овладеть этим ремеслом с каждым годом всё больше.

Текст и фото: Галина Жукова



Добавить комментарий

Ваше имя
Email
Телефон
Комментарий