Ваш город: Москва
Путешествие
Путешествие

С новой строчки

Когда и где появились незаменимые помощники портных, каким образом они изменили жизнь женщин всего мира, что связывает Исаака Зингера и Леонардо Да Винчи – об этом и многом другом можно узнать в Музее швейных машин города Переславль-Залесский.

Елена и Максим Кувыкины даже не заметили, как их давнее увлечение швейными машинами превратилось в важное дело. Значительную часть своей жизни они отдали швейному производству и постоянно интересовались историей швейных машин, приобретали книги, засиживались в библиотеках и архивах. Путешествуя по разным городам, они старались, везде приобретать старинные модели швейных машин. Когда их скопилось уже несколько десятков, Кувыкины задумались о создании семейного музея.


швейные машины

Счастливый случай помог его открыть совсем рядом с тем швейным производством, где они по-прежнему работают. Сегодня в коллекции музея более ста экземпляров старинных швейных машин из Германии, Америки, Шотландии, Италии, Франции и , конечно, России. Большинство экспонатов принесли в дар жители Переславля. Все машинки в рабочем состоянии и почти у каждой своя интересная и необычная судьба.

От Да Винчи до Хоу

На экскурсии Елена рассказывает посетителям, что история швейной машины началась несколько столетий назад. Изобретателями швейных машин по одной из версий принято считать голландцев, которые уже с четырнадцатого века искали возможность простого и быстрого пошива парусов для своих кораблей. А самый первый эскиз машины для шитья нарисовал еще Леонардо Да Винчи. Но неизвестно знал ли об этом портной из Австрии Йозеф Мадерспергер, который в 1814 году сначала придумал иголку с ушком на конце и, запатентовав изобретение, в течение двадцати пяти лет безуспешно работал над созданием модели швейной машины. Французский изобретатель Барталоми Тиманьё был более удачлив, ему не только удалось создать швейную машину, но и открыть небольшую фабрику по их выпуску. Правда проработала она совсем недолго: портные, создававшие вещи вручную, не смирились с конкуренцией и разгромили его производство.

Американец Элиас Хоу в 1845 году создал швейную машинку с челночным механизмом (который используют до сих пор), работающим со скоростью триста стежков в минуту. Но большинство портных к механизму отнеслись с недоверием и продолжали шить вручную. И в самом деле, модель была ненадёжной, часто выходила из строя, её приходилось просто выбрасывать или отдавать в ремонт.


швейные машинки

В 1850 году в одну из ремонтных мастерских принесли за день сразу несколько десятков машинок. Хозяин поручил их ремонт, одному из самых способных мастеров – Исааку Зингеру, который не только устранил все неполадки, но и решил внести свои изменения в изобретение Элиаса Хоу.

Маркетинг от Зингера

На экскурсии посетителям рассказывают, что Зингер, как честный человек всегда признавался, что лишь усовершенствовал готовый механизм. На изобретение, которое позже сделало его всемирно известным и невероятно богатым, у молодого мастера ушло десять дней и сорок долларов. В музее можно увидеть, в чём состояло его усовершенствование – он расположил челнок горизонтально, поэтому нить перестала запутываться. Придумал ножку-держатель для иглы, что позволило сделать шов непрерывным, еще для удобства снабдил машину ножной педалью для привода. У женщин освободилась для работы вторая рука. Для абсолютного комфорта изобретатель установил швейную машинку на столик, где можно работать с тканью.

Мастер поспешил получить патент на своё изобретение, точнее это был целый пакет патентов, и в 1951 году основал производство. Уже через два года его модель получила приз на Всемирной торговой ярмарке. Показывая одни из первых моделей Зингера, Елена рассказывает, что из-за большой стоимости (около ста долларов) сначала их могли купить лишь состоятельные люди. Но предприимчивый Зингер придумал их продавать в рассрочку, приговаривая: «вы можете пользоваться своей швейной машиной, а платить потом». Благодаря такой форме оплаты, машинки стали доступны многим.


швейные машинки

Интересный факт: именно Зингера можно считать одним из авторов системы сетевого маркетинга. Для продажи своих машин в разных странах он придумал сеть торговых посредников, которые организовывали демонстрационный показ работы машин и затем здесь же их продавали. Всего за пять лет компания Зингера стала крупнейшим производителем швейных машин.

Египетские, царские и юбилейные

В 1900 году одна из фабрик Зингера начала работу в Подольске. «Такие мелкие детали, как лапки, челноки, иголки привозили из-за рубежа. В Подольске построили литейный и деревообрабатывающий цех, где делали тумбы для машин», – рассказывает Елена Кувыкина. И уже через полтора десятка лет в России швейных машин продавали практически столько же, сколько в США.

На примере экспонатов музея можно увидеть, что модели того времени выглядят, как настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. У них очень красивые литые платформы. Для большей износоустойчивости некоторые детали старинных швейных машин изготавливали из особых сплавов металлов. Корпуса и футляры расписывали вручную, инкрустировали перламутром и украшали резьбой. Многие посетители прежде всего обращают внимание на очень красивую модель, которую в народе называли «Египетская машинка», потому что она украшена позолоченным египетским орнаментом. В коллекции музея есть интересная машина, выпущенная в 1913 году, на её корпусе портреты царей династии Романовых. «С приходом советской власти было опасно для жизни иметь дома вещи с царской символикой. Поэтому хозяйки пытались затереть царские портреты или надёжно спрятать, иначе могли арестовать», – рассказала Елена Кувыкина.


щвейные машинки

В музее можно увидеть и машину «Юбилейная» (к двадцати пятилетию со дня выпуска машин Зингера), интересную своим изяществом, росписью, а ещё портретами на станине супругов Поповых, которые приобрели патент на продажу и ремонт машин в России. Эта модель отличалась особым качеством, бесшумной лёгкостью в работе. Машина (как, впрочем, и другие модели Зингера) шила всё – от тюля, шёлка до драпа и кожи. Изготавливалась эта модель в мастерских купца Попова под маркой «Зингер», «Супруги Поповы», «Зингер и Попов» Поэтому их называли «поповка» или «белая ручка» за действительно белую керамическую ручку привода.


швейные машинки

Среди музейных экспонатов есть «Госшвеймашина», выпущенная в Подольске, и еще одна подольская модель с романтичным именем «Чайка», выпущенная в честь позывных на орбите первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Самое ценное

В музее рассказывают, что любые швейные механизмы до появления машин Зингера после поломки отправлялись на свалку или возвращались на фабрику для ремонта. Теперь покупатели могли заказывать необходимые запчасти и самостоятельно устранять неисправности в машине. Елена показывает, что к каждому изделию Зингера в обязательном комплекте шёл набор деталей в специальной коробочке. А чтобы еще продлить жизнь машины и обеспечить независимость её владельца от мастерской Зингер дополнял каждый аппарат инструкцией по применению и ремонту. После Зингера этот принцип стал повсеместным и даже обязательным у производителей бытовой техники. Машины «Зингер» берегли и передавали по наследству, ведь они не ломались десятки лет и долго оставались самым ценным, что было в семье. Посетители старшего возраста нередко вспоминают, как во время войны швейная машинка могла спасти всю семью от голода: за сшитые вещи женщины получали продукты. Поэтому мужья, уходя на фронт, старались купить женам швейную машинку, чтоб во время войны она могла прокормить семью.

Каких только машинок нет в музее – специальные модели и для изготовления обуви, и для вшивания в сапоги молний, и для пришивания кружева.

швейные машинки

Среди экспонатов и детские машинки, на которых девочки делали свои первые строчки, шили одежду куклам. В советские годы машинка была уже почти в каждой семье. Модные вещи купить было сложно, поэтому женщины по выкройкам из журналов мод самостоятельно шили себе наряды. Даже манекенщицы имели машинки, чтобы оставаться модными не только на подиуме.

швейные машинки

И сегодня, когда любую одежду можно приобрести в магазине или сшить в ателье, старые швейные машины не спрятаны в кладовки, а продолжают отлично работать!

Текст и фото: Галина Жукова

Добавить комментарий

Ваше имя
Email
Телефон
Комментарий