Ваш город: 
Москва
8 495 215 0483 — Москва
Путешествие
Путешествие

Узелок завяжется…

Как создают удивительные ковры ручной работы можно узнать, отправившись в одну из мастерских в горном ауле Дагестана, где ковроткачество сегодня остаётся таким же, как и две тысячи лет назад. Основным материалом для работы здесь, по-прежнему, является шерсть.


ковры

В Дагестане активно занимаются скотоводством, поэтому овечьей шерсти здесь в избытке. Но мастера отдают предпочтение этому материалу не только из-за его количества, но и из-за качества: овечья шерсть прочная, легко окрашивается, идеально сохраняет тепло и долго служит.


Золотое руно

Начинается изготовление ковра не в мастерской, а на ферме у чабанов, когда они стригут овец, отрастивших за лето длинную густую шерсть. Для этого обычно выбирают тёплый осенний день, так как шерсть животного должна быть сухой (мокрая шерсть плохо хранится, быстро приходит в негодность). Лучшее руно состригают с овец в возрасте восьми – двенадцати месяцев. Стригаль ловкими отточенными движениями освобождает овцу от тяжелой шерсти, причём теми же ножницами, что и чабаны в девятнадцатом веке. Для многих эти инструменты - семейная реликвия, по их мнению, ничего более удобного так и не придумали.

Двадцать минут, и у ног стригаля лежит руно весом в несколько килограммов. Опытный ковроткач может уже на этом этапе определить качество сырья для будущего ковра. Например, если овцы паслись на северном склоне гор, то шерсть, а значит, и ковровый ворс будет чуть более грубым. Если на южном, то ковёр будет мягче, но руно (шерстяной покров) этих овец уже не такое густое, а значит, его потребуется больше. Для создания ковра большое значение имеет качество шерсти, поэтому её многократно чешут, моют, удаляют загрязнения. Из готовой шерсти женщины прядут нити. Причём процесс этот долгий и кропотливый. Самая лучшая пряжа получается из тончайших пяти–семи ниток, скрученных в одну. И чтобы получить моток, например, в пятьдесят метров может понадобиться целый день.


Все краски природы

Следующий этап – окрашивание нитей. Цветовая гамма шерстяных ковров всегда спокойная и максимально приближенна к естественным оттенкам. Традиционно мастера Дагестана используют только натуральные красители - женщины специально собирают в горах разнообразные растения. В частности, собранный ранней осенью корень невзрачного растения - марёны красильной, – дает коврам Дагестана насыщенный красный цвет. Корни очищают от земли, сушат, а затем тщательно перемалывают, чтоб получить красноватый порошок. Так же заготавливают натуральные красители других цветов, например, скорлупу грецких орехов – для чёрного, ромашку - для желтого. Кора дуба даст оранжевый цвет, а благодаря веткам полыни получается зеленый.


ковры

Всего в дагестанском ковре может быть до полутора сотен цветов и оттенков. Но о всех растениях, из которых они получены, никогда не расскажет ни один ковроткач – это секрет мастерства, причем, часто, семейный.

Затем пряжу погружают в котёл с нагретым до высокой температуры красящим раствором. В каких пропорциях разводить ингредиенты и сколько времени держать там шерстяные нити, чтобы получить нужный цвет – тоже секрет мастеров. Здесь важна любая мелочь – чистота котлов, в которых варят мотки ниток, качество горной воды для красящих растворов, даже время года.


Долбёжка - женское дело

После окрашивания шерстяные нити сушат на солнце. И, наконец, начинается главное – создание ковра. Это исключительно женское дело – в плетении одного ковра могут участвовать сразу до пяти-шести мастериц (всё зависит от размера изделия и сложности его рисунка). На его изготовление у женщин может уйти от нескольких месяцев до полугода или даже нескольких лет. В Дагестане уже с пяти лет начинают обучать девочек плетению ковров, и считается позором, если девушка не умеет ткать. У невесты в приданном обязательно должен быть ковёр, созданный её руками.


ковры

На раму старинного станка вертикально натягиваются параллельные нити – это основа будущего ковра. Затем между каждыми двумя вертикальными струнами мастерицы продевают цветные нити и завязывают узелки. После этого, перпендикулярно нитям основы, пропускают нить-уток, которая плотно прижимает ворс к основе ковра и опять - ряд узелков. Каждый узелок - это отдельная точка на ковре. Опытная ковроткатчица за день может завязать до десяти тысяч узлов. Если предстоит ткать большой ковёр, женщины делят его поровну - каждая ткёт предназначенный ей участок. Очень важно не опаздывать, плести синхронно, весь ряд надо заканчивать всем мастерицам одновременно, иначе остальным придётся ждать отстающую. Когда очередной ряд узелков закончен, ковроткатчицы стучат по нему специальными инструментами – длиннозубыми гребнями, всё больше сжимая и уплотняя узелки, этот процесс называется долбёжкой. Чтобы ворс был качественным, плотность узелков должна быть очень высокой, так как чем больше узелков на единицу площади, тем лучше ковёр.


ковры

После того, как женщины плотно сбили несколько рядов узелков, выступающие наружу нитки подстригают. То, что остаётся, и есть тот самый ковровый ворс, его длину определяют на глаз, примерно в два – два с половиной сантиметра. Если он будет слишком коротким, ковёр станет жестким, если длиннее, чем нужно – некрасивым.


Волшебные узоры

По ходу работ, ковёр на станке передвигают на несколько сантиметров, чтобы область завязывания узелков всё время была примерно напротив груди, в таком положении руки у женщин меньше затекают. И так всё повторяется – завязывают узелки, через нити основы пропускают уток с горизонтальной ниткой и опять ряд узелков. Потом снова уток, и снова узелки. Так продолжается ковроткачество день за днём, из цветных ниток прорисовывается задуманный орнамент и плетение ковра идёт к завершению. В узор самых дорогих ковров, кроме шерстяных нитей вплетают шелковые, это добавляет рисунку объём и придаёт ковру красивый блеск.

Раньше ковёр ткали, просто копируя рисунок с другого старого. Рядом клали эталонный образец, и мастерицы глядя на узор, повторяли его на своём ковре, лишь иногда привнося что-нибудь своё. Теперь узор предварительно распечатывается на цветном принтере, и для импровизаций уже мало возможностей.


ковры

Когда ковёр закончен, мастерицы просто срезают нити основы и освобождают ковёр со станка. Им остаётся выполнить самую лёгкую часть работы - чтобы готовый ковёр не расползался, нити, которые составляют его основу, завязывают узелками (по четыре нитки в каждом узле). Закончен труд нескольких месяцев и теперь, завязывая узелки на бахроме, ковроткатчицы прощаются со своим творением.


ковры

Для того, чтобы ковры долго радовали своих владельцев, мастерицы советуют стелить их в сухих помещениях, но не под прямыми лучами солнца (чтоб не выгорал цвет ковра), беречь от моли и грибка. Чистить ковёр надо пылесосом по направлению ворса, и раз в квартал переворачивать его, чтобы изнашивался равномерно. Не надо использовать для чистки ковра горячую воду, так как можно потерять цвет и деформировать его шерстяные волокна. Чтобы освежить внешний вид ковра, можно обработать его ворс раствором лимонного сока или вычистить зимой свежим снегом.


Текст и фото: Галина Жукова




Добавить комментарий
Ваше имя
Фамилия Имя Отчество
Email
Телефон
Комментарий